Проверки медицинской организации: виды, особенности проведения, рекомендации администратору || Проверка минздрава что проверяют

Плановые проверки

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года (ч. 2. ст. 9 Закона № 294). Однако согласно части 9. ст. 9 того же Закона в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (далее – Перечень).

Таблица 1. Периодичность плановых проверок в зависимости от вида деятельности в области медицины и вида контролирующего органа

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Не чаще 1 раза в 1 год

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Не чаще 1 раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Не чаще 1 раза в 2 года

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Оказание скорой медицинской помощи

Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Не чаще 1 раза в 2 года

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

Органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

Не чаще 1 раза в 1 год

Оптовая торговля лекарственными средствами

Органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

Не чаще 1 раза в 2 года

В остальных случаях, не указанных в табл. 1, плановые проверки в медицинских организациях должны проводиться не чаще одного раза в три года.

Перечень закрепляет максимальную частоту проведения плановых проверок медицинских организаций в определенных случаях. Однако законодатель не закрепляет за государственными органами обязанность проводить проверки один раз в определенное количество лет («не реже, чем…»).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок служит истечение трех лет (а в случае с медицинскими организациями – иногда двух лет или года) со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Судебная практика

Показательным примером признания результатов проверки недействительными можно считать постановление от 24.05.2011 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области.

Согласно данному Постановлению в отношении ГУЗ ХМАО «Окружная клиническая больница» была проведена внеплановая выездная проверка представителями Государственного пожарного надзора. По результатам проверки был составлен акт и выявлен целый ряд нарушений правил пожарной безопасности, влекущих привлечение к административной ответственности по ч. 1ст. 20.4 КоАП РФ.

Проверки медицинской организации: виды, особенности проведения, рекомендации администратору || Проверка минздрава что проверяют

Однако уведомление о начале проведения внеплановой проверки не вручалось. При проведении проверки отсутствовал уполномоченный представитель медицинской организации.

«Как усматривается из материалов дела, юридическое лицо… “Окружная клиническая больница” не уведомлялось о времени проведения внеплановой выездной проверки. Проверка проведена в отсутствие представителя юридического лица. В акте проверки указано об участии заместителя главного врача ГО и ЧС, между тем подпись указанного должностного лица в акте отсутствует, как и отсутствует в материалах дела надлежащим образом оформленная доверенность на указанное лицо, либо документ, подтверждающий его должностные полномочия.

Из материалов дела не усматривалось, что имелись основания для проведения внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления юридического лица (п. 2 ч. 2 ст.10 Закона № 294-ФЗ).

Суд постановил, что результаты проверки, проведенной органом государственного надзора, не могут являться доказательствами нарушения больницей обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

К внеплановым проверкам применяются также правила об обязательном наличии оснований для ее проведения, о составлении акта, предписания и протокола по окончании проверки. В случае отсутствия оснований проведения внеплановой проверки или акта по результатам ее проведения результаты проверки считаются недействительными (постановление Искитимского районного суда Новосибирской области от 27.03.2012, постановление Советского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу №5-186/10).

Внеплановые проверки всегда неожиданны. Зачастую администраторы медицинских клиник становятся первыми, с кем сталкивается проверяющий на входе в организацию. Поэтому целесообразно заблаговременно инструктировать администраторов о порядке действий в случае внеплановой проверки.

В первую очередь, администратору необходимо:

  • выяснить, представитель какого надзорного органа пришел с проверкой;
  • оповестить по телефону директора, юриста (если будет позволять ситуация, главного врача и бухгалтера) о нежданном госте. Номера телефонов этих лиц ревизору не давать;
  • запросить удостоверение проверяющего, с которого списать Ф.И.О. проверяющего, номер удостоверения, срок его действия, должность;
  • попросить распоряжение (приказ), на основании которого проводится проверка; сверить данные с удостоверения с данными проверяющего лица (лиц), указанными в распоряжении. Если данные не совпадают, попросить покинуть помещение;
  • попросить проверяющего подождать. Пока представитель проверяющего органа ожидает, необходимо запросить у него телефон, а также телефон вышестоящей организации, позвонить и уточнить, действительно ли назначена проверка. Если информация о проверке не подтверждается, попросить покинуть помещение;
  • если директора нет на месте, сослаться на ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, согласно которой проведение внеплановой выездной проверки в случае отсутствия руководителя предприятия невозможно, и попросить покинуть помещение;
  • незаметно записать на диктофон разговор с проверяющими (по мнению автора, на основании ст. 55 и 77 ГПК РФ согласия проверяющего для записи разговора не требуется).

На случай проверок в медицинской организации должны быть размещены видеокамеры (хотя бы там, где сидит администратор). Доступ к кабинетам, где хранятся медицинские карты, иные важные документы, деньги и прочие ценности, следует ограничить.

В ситуации, когда представитель надзорного органа запрашивает медицинскую карту пациента или в целом хочет ознакомиться с содержанием медицинских карт, должен следовать вежливый, но вполне четкий отказ с просьбой предоставить письменный запрос на получение данной информации. Запрос на получение информации, содержащейся в медицинских картах неопределенного количества лиц, противозаконен. Письменный запрос должен быть оформлен в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья.

В случае если отсутствует запрос либо (даже при его наличии) основание для представления медицинской карты пациента, медицинская организация вправе и даже обязана не предоставлять медицинские карты (их копии) для ознакомления. В противном случае это будет разглашение врачебной тайны.

Обычно внеплановые проверки медицинских организаций проводятся по жалобам граждан. В этой ситуации самое главное – сохранять спокойствие и уверенность. Если представители надзорных органов видят вашу нервозность, вероятнее всего, они примутся изучать документы с удвоенной тщательностью, даже если изначально все представленные документы не вызывали подозрений.

При проведении внеплановых проверок проверяющие не склонны взимать «обязательные» штрафы с медицинской организации.

На практике нередки случаи проявления некомпетентности представителями контролирующих органов при запросе документов, подтверждающих или опровергающих какие-либо факты. Этим можно грамотно пользоваться. Некомпетентному проверяющему не стоит указывать на его ошибки, а просто предоставить те документы, которые он просит, особенно, если для подтверждения какого-либо факта нужны совсем другие документы.

Основная рекомендация, которой также следует придерживаться: отвечать на поставленный вопрос четко и коротко, без лишних слов.

Если руководителю (или рядовому врачу) предлагают подписать объяснительную, где от первого лица разъясняются обстоятельства дела, такую объяснительную следует внимательно прочитать перед подписанием. Некорректно сформулированная фраза может впоследствии обернуться против врача.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, зная все процессуальные тонкости проведения проверки, вполне реально избежать ответственности по ее результатам.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Пролистать наверх
Adblock detector